Как выстраивать отношения с бывшими: cоветы опытных HR

Клуб HR
Опубликовано 03.10
Автор статьи
Лера Романова
шеф-редактор HRlink
Надо ли общаться с бывшими сотрудниками? Должно ли это зависеть от того, по какой причине человек ушел из компании? Зачем проводить выходное интервью и какие вопросы на нем задавать? Эти и другие вопросы на стыке HR и человеческих отношений мы задали нашим экспертам.
  • Елена Панова
    Люди уходят из компании, и это окей. Важно, что они остаются профессионалами.
Эксперты
HRD «Русаудит»‎
Наталья Статкевич
Анастасия Михленко
руководитель HR-отдела в ресторанной компании
Елена Панова
HR BP Sibedge
Екатерина Абрашкина
IT-рекрутер «Спортс»‎

Про работу с сотрудниками после увольнения

Согласно исследованиям, 23% россиян возвращались на прежнюю работу из-за хороших отношений с коллективом и руководством. Эта причина обогнала даже более выгодные финансовые условия. От того как вы относитесь к сотруднику с момента первого знакомства до его увольнения и даже после него, зависит то, как человек будет воспринимать ваш HR-бренд. Как правильно выстраивать работу с бывшими сотрудниками?
  • Анастасия Михленко
    Все заключается в уважительном общении. И, как бы страшно это ни звучало в ситуации дефицита кадров, в своевременном освобождении. Чтобы сотрудник ушел из компании с ощущением хорошо проделанной работы, а главное, вовремя.

    Важно максимально помогать в дальнейшем: писать сопроводительные письма, вместе с ним готовить резюме. И не потому, что мы его выгоняем, а потому, что мы благодарны за то, что он для нас делал.

  • Наталья Статкевич
    За мой немалый трудовой стаж в разных компаниях у меня были очень разные кейсы по работе с сотрудниками после увольнения. В первую очередь, я рекомендую каждому помнить, что коллеги, в том числе и бывшие, — это замечательный способ выстроить сеть контактов. А ваша записная книжка — это ценность, которая всегда остается с вами. И каково качество контактов, такова и цена вашего нетворкинга.
  • Елена Панова
    Общение с бывшими сотрудниками выстраивается через личные коммуникации: мессенджеры, приглашения на корпоративные ивенты. Зачем это нужно?

    Во-первых, при закрытии вакансий мы рассчитываем не только на рынок, но и на тех, кто когда-то работал в компании и ушел по объективным причинам. Во-вторых, человек будет охотнее рекомендовать компанию другим, если с ним расстались хорошо и поддерживают общение. В-третьих, бывших сотрудников можно привлекать part-time или на какие-то проектные задачи.
  • Екатерина Абрашкина
    Я всегда выступаю за максимально мягкое завершение сотрудничества на положительной ноте. Важно показать, что вам интересен и сам человек, а не только его профессиональные навыки. Оставайтесь в едином инфополе: добавляйте друг друга в друзья в LinkedIn, подписывайтесь на соцсети.

    Может показаться, что если человек ушел, то сотрудничество закончилось. Но это не так. Если вы расстались без негатива, то бывшие сотрудники могут делиться вашими вакансиями и мероприятиями с друзьями и коллегами и развивать ваш HR-бренд.
Запишитесь на личную встречу и узнайте как КЭДО влияет на лояльность сотрудников к компании

Про то, как проводить выходное интервью

Вы знали, что ради более высокой зарплаты увольняются целых 70% сотрудников? Но какой бы ни была причина, личной или финансовой, компании важно ее выяснить. Это поможет исправить допущенные ошибки в работе с сотрудниками и оставит у человека хорошее впечатление. Ведь на его чувства обратили внимание, выслушали его мысли. Как же правильно проводить интервью на выходе из компании?
  • Анастасия Михленко
    Выходное интервью — классный инструмент. Рекомендую проводить его в 100% случаев. Как это делать?

    Первое — сфокусировать сотрудника на позитивной ноте, разойтись со светлыми пожеланиями на будущее, с благодарностями и признанием достижений.


    Второе — выявить точки роста для компании, дать обратную связь менеджерам, узнать о промахах, которые допустили.
  • Наталья Статкевич
    На выходном интервью важно понять, какой настрой у уходящего человека, что он будет говорить о компании на будущих собеседованиях. Это важная часть работы с HR-брендом.

    Обычно на выходном интервью мы стараемся фокусировать сотрудника на тех плюсах, которые сотрудник получал в компании: на его росте, развитии и успехах. Послевкусие от завершения работы важно сохранить в большей степени сладким, чем горьким. Даже если расставание было не очень позитивным.
  • Елена Панова
    Выходное интервью каждый проводит индивидуально в зависимости от конкретного кейса. По чьей инициативе произошло увольнение, в каком формате, на какой эмоциональной ноте.

    Мы просим сотрудников, которые нас покидают, заполнить анкету. В ней есть вопросы про условия труда и взаимодействие с компанией. Когда человек уже знает, что уходит, он может почувствовать себя более расслабленно. И без стеснения рассказать то, о чем молчал, пока работал.
  • Екатерина Абрашкина
    Чтобы сотрудник подпустил вас к реальным причинам своего увольнения, важно общаться без формализма и давления. Можно начать с того, как у него сейчас дела, что в последнее время интересного происходит. А затем уже спрашивать о причинах ухода и точках роста для вас как для работодателя. Ведь далеко не все уходят из-за денег. Кто-то не хочет работать в офисе, кому-то интересен другой стек технологий. Поэтому к вопросам из скрипта советую добавлять больше человеческого отношения.
Больше лайфхаков от HR, интересные новости и мемы в нашем Telegram-канале — подписывайтесь!

О том, зачем сохранять отношения с бывшими сотрудниками

Выше мы уже говорили о том, что почти треть сотрудников возвращается на прежнее место работы только из-за хороших отношений с коллегами. В условиях дефицита кадров это уже очень веская причина сохранять хорошие отношения с бывшими. А чем еще это помогает компаниям?
  • Анастасия Михленко
    Это влияет на репутацию на рынке. Потому что вся информация легко проверяется. Кто и где каким сотрудником или руководителем был, кто как строил свой бизнес.

    Это нетворкинг — оставаться в хороших отношениях с бывшими сотрудниками, привлекать их проектно, устраивать мозговые штурмы или консультироваться по старой дружбе.
  • Наталья Статкевич
    Мы периодически приглашаем бывших коллег на наши корпоративы, где с удовольствием вспоминаем о годах совместной работы. Некоторые ex-сотрудники становятся нашими клиентами, рекомендуют нас как надежного партнера, ведь они знают компанию изнутри. И это тоже значительный плюс поддержания такого общения.

    А еще у нас абсолютно нередки случаи, когда сотрудник уходит, но возвращается к нам для работы в качестве подрядчика или на срочные проекты.
  • Елена Панова
    Сохранять человеческие отношения с бывшими сотрудниками очень важно. Как с точки зрения бизнес-задач, которые могут возникнуть в будущем, так с точки зрения имиджа компании.

    Те, кто остается работать, видят, кто как ушел, с кем как попрощались. Кто продолжает, не будучи сотрудником компании, оставаться в поле видимости, приходить на корпоративы.
  • Екатерина Абрашкина
    Так мы можем друг друга видеть и быть полезными через какое-то время, уже вообще в разных статусах, но этот поддерживающий контакт сыграет свою роль. Ситуации бывают разные, и не все упирается в материальный вопрос. Если бы все уходили только из-за денег, наверное, увольнений было бы еще больше. А причин масса, и они гораздо глубже. И поддерживать контакт в дальнейшем нужно как минимум для того, чтобы оставаться на связи с классными специалистами.

Резюмируем

Сохранять отношения с бывшими сотрудниками нужно и важно. Для этого проводите человечные выходные интервью, продолжайте общение в соцсетях, зовите на корпоративные события. Душевный подход к людям и их жизням может сделать вас настоящими друзьями и долгосрочными партнерами.