Клуб HR
Опубликовано 26.07

Автоматизация найма как инструмент борьбы за кадры

Современные компании вынуждены выдерживать высокую конкуренцию на рынке труда за квалифицированные кадры. Ответственность за результат этой борьбы лежит на плечах HR-специалистов. Их главная задача — привлечь и удержать талантливых сотрудников всеми доступными способами. А общие тенденции на цифровизацию бизнеса заставляют кадровые службы использовать новые технологичные инструменты, чтобы добиться желаемой цели. Автоматизация процесса подбора персонала — один из них.
Специальные программы, сервисы и приложения уже успели стать надежными помощниками в работе эйчаров. Цифровой подход к решению задач рекрутинга упрощает наем сотрудников, освобождает время и в долгосрочной перспективе экономит деньги компаний. За счет чего это происходит, какие дополнительные возможности открывает автоматизация найма и как она меняет правила игры на рынке труда — разбираемся в статье.
Что предлагает бизнесу рынок рекрутинговых систем?
Работодатели понимают, что от качественного и эффективного рекрутинга во многом зависит успех бизнеса. Чем быстрее происходит отбор кандидатов с нужной квалификацией, тем скорее они включаются в работу и начинают вносить свой вклад в развитие компании. А спрос, как известно, рождает предложение. В ответ на потребности HR-сферы растет и совершенствуется рынок систем автоматизации найма.
Технологии помогают на всех этапах рекрутинга и предлагают сотрудникам отделов кадров следующие инструменты:
Job-сайты и автоматическая публикация вакансий. Работодатели используют интернет-ресурсы для создания специальных онлайн-страниц — лендингов с открытыми позициями. Job-сайты содержат информацию о компании, описание и условия работы, требования к кандидату, контакты для обратной связи. Дополнением к ним служат онлайн-сервисы и программы с автоматической публикацией вакансий. Они тиражируют уже готовые объявления на все известные порталы по поиску работы. Такие инструменты позволяют привлечь действительно заинтересованных в вакансии специалистов и собрать отклики от претендентов.
Чат-боты и голосовые роботы. В основном они помогают эйчарам на этапе начального отбора кандидатов и эффективны в работе с вакансиями, на которые много соискателей. Такие боты знакомят потенциальных сотрудников с компанией, отвечают на часто задаваемые вопросы, проводят первичные интервью и запрашивают необходимые для трудоустройства документы. К тому же они пригодятся новичкам — возьмут на себя их онбординг и адаптацию: расскажут о миссии фирмы, ее проектах, руководстве, партнерах. Функционал ботов зависит от настройки их алгоритмов и сценариев под конкретные задачи бизнеса.
Системы тестирования и оценки. Это автоматические онлайн-решения для проверки hard и soft skills соискателей, а также сбора статистики. На таких платформах HR-специалисты выбирают готовые или создают собственные тесты для кандидатов в зависимости от требований вакансии. Результаты система проверяет самостоятельно и сохраняет в базе данных для анализа.
Сервисы HR-аналитики. Они оценивают воронку подбора, рассчитывают время и эффективность закрытия вакансий, отслеживают процент отказов. А также помогают с анализом затрат на привлечение кандидатов. Используя эти данные, компании затем формируют свои HR-стратегии и корректируют бюджет.
Комплексная автоматизация рекрутинга (ATS). Это целая система по поиску и найму специалистов с широким функционалом и элементами CRM. Она помогает эйчарам в рамках одной платформы управлять подбором и отслеживать кандидатов на всех этапах трудоустройства. ATS обеспечивает одновременную работу нескольких HR-специалистов в единой системе, позволяет настроить интеграцию с сайтами вакансий, мессенджерами и СМС.
При этом работники кадровых служб часто комбинируют несколько инструментов рекрутинга в поиске лучшего решения. Рынок каждый раз отвечает на это, расширяя выбор функциональных систем, которые максимально закрывают потребности HR-сферы.
Какие страхи испытывают работодатели перед внедрением IT-решений в кадровый процесс?
Чтобы не нанести вред бизнесу, компании хотят быть уверенными в надежности и эффективности новых технологий, которые собираются применять. Продукты из HR-сегмента не исключение. Работодатели предъявляют к ним высокие требования и опасаются, что системы автоматизации рекрутинга могут им не соответствовать.
Один из основных поводов для беспокойств — это безопасность информации. В процессе поиска нужного специалиста компаниям приходится обрабатывать и хранить личные данные сотен и даже тысяч кандидатов. Важно, чтобы они были под надежной защитой и не утекли к злоумышленникам. Поэтому перед выбором рекрутинговой платформы работодатели тщательно изучают ее уровень безопасности.
Еще одна боль бизнеса — недостаточное качество и эффективность подбора кандидатов. Компании опасаются, что IT-система может пропустить важную информацию или неправильно оценить компетенции соискателей. Поэтому организации ищут гибкую HR-платформу. В идеале она должна позволять настраивать алгоритмы и критерии отбора, гарантировать его точность.
Конечно, руководителей волнует и финансовая сторона вопроса. Внедрение многофункциональной системы автоматизации рекрутинга может дорого обойтись. Помимо закупки программного обеспечения, компаниям придется потратиться на его настройку, интеграцию с другими внутренними системами, обучение сотрудников новым технологиям. Поэтому бизнесу важно знать, окупятся ли со временем все затраты.
Насколько автоматизирован подбор кадров в российских компаниях?
Однако все больше компаний начинают использовать инструменты автоматизации найма в работе кадровых служб. Так, облачная CRM-система Talantix и сервис Skillaz провели исследование, согласно которому в России каждая третья организация уже автоматизировала свои HR-процессы.
Мы принимаем сотрудников на работу удаленно. Для этого заранее в системе создаем карточку работника, а все документы оформляем онлайн. Так, в первый день сотруднику на почту приходит уведомление и инструкция, как подписать договор о трудоустройстве. После того как он создаст себе электронную подпись, в системе ему автоматически открывается доступ ко всем документам, регулирующим трудовые отношения с нашей компанией. И если раньше весь этот процесс мог занять несколько дней, то сейчас мы оформляем кадры на работу от 15 до 40 минут.
Ирина Супруненко, руководитель отдела кадрового администрирования hh.ru
Какие еще электронные ресурсы использует hh.ru в кадровом делопроизводстве? Полное интервью Ирины — в подкасте партнера и директора по развитию HRlink Дмитрия Махлина «В гости к hh.ru».
При этом бизнес не только использует готовые решения, но и вкладывается в разработку собственных. Создавая свои программы и приложения, фирмы учитывают специфику своей деятельности, конкретные цели и задачи бизнеса. В результате это повышает эффективность подбора персонала.
В основном работодатели применяют IT-продукты на таких этапах рекрутинга:
  • составление и размещение вакансий;
  • поиск кандидатов;
  • систематизация резюме по заданным параметрам;
  • первичное общение и интервью;
  • тестирование и оценка профессиональных навыков кандидатов;
  • отправка уведомлений соискателям через СМС, e-mail и мессенджеры;
  • аналитика и построение воронок найма.
Наиболее результативной из этого списка российские компании называют автоматизацию отправки уведомлений, аналитики и работы с резюме.
В чем польза автоматизации?
Что же заставляет руководителей бизнеса начать внедрять технологичные решения в процесс подбора персонала? Дело в том, что автоматизированные системы позволяют упростить и ускорить работу кадровых служб. С их помощью организации быстрее достигают целей HR-стратегии и получают в команду более компетентных и талантливых специалистов. Остановимся подробнее на преимуществах автоматизации.
Экономия времени и сил HR-специалистов. Сотрудники кадровых служб выполняют достаточно много рутинных операций. Как правило, они несложные, но отнимают большое количество времени. Например, размещение вакансий, просмотр резюме соискателей и их обработка, первичное общение с кандидатами и обратная связь, создание отчетов. Автоматизированные системы берут эти процессы на себя, освобождая время эйчаров для решения новых задач и повышая их производительность.
Сокращение сроков поиска и найма по сравнению с конкурентами. Этот пункт вытекает из предыдущего. Ведь чем быстрее работает отдел кадров, чем больше резюме он анализирует, тем скорее компания найдет подходящего кандидата. Так снизится риск, что его перехватит кто-то другой.
Повышение эффективности и качества подбора. Настроенные фильтры IT-систем позволяют отбирать кандидатов по нужным параметрам, таким как опыт работы, образование или навыки. Благодаря чему рекрутеры быстро отсеивают малоперспективных претендентов и сосредотачивают свое внимание на тех, кто действительно отвечает требованиям вакансии. Также инструменты автоматизации найма анализируют данные о кандидатах. На их основе HR-специалисты принимают более взвешенные решения.
Экономия бюджета компании на привлечение кандидатов. Сервисы аналитики помогают работодателям прогнозировать потребности в персонале, а значит, корректировать рекламные кампании и грамотно управлять бюджетом. Руководство не потратит деньги на привлечение ненужных кадров, а использует сэкономленные средства на точечный подбор.
Забота о потенциальных сотрудниках. Благодаря инструментам автоматизации соискателям удобно отправлять свои резюме, получать уведомления о новых вакансиях или прохождении этапов собеседования онлайн. HR-технологии открывают больше возможностей для поиска работы и помогают компаниям повысить репутацию в глазах кандидатов.
Как оценить экономический эффект от автоматизации?
Когда фирмы решают внедрить рекрутинговые системы, вопрос об экономической выгоде часто играет главную роль. Успешные примеры конкурентов побуждают к выбору в пользу автоматизации. Так, по результатам упомянутого исследования, половина работодателей, использующих IT-технологии в процессе найма, уже подтвердили окупаемость вложенных в них средств. Еще 38% — в ожидании выгоды.
Какие же процессы, по мнению компаний, работают эффективнее после их автоматизации?
  • Кадровые службы обрабатывают больше заявок от соискателей.
  • Рекрутеры быстрее находят нужного кандидата и закрывают вакансии.
  • Маркетологи снижают затраты на рекламу.
  • HR-специалисты сокращают расходы на адаптацию персонала благодаря программам оценки компетенций.
  • Руководители получают более точные отчеты и прогнозы развития бизнеса.
В итоге организации экономят деньги на подборе кадров и смежных процессах, сокращают сроки их завершения, повышают производительность труда и улучшают свои конкурентные преимущества. Эти показатели означают, что автоматизация прошла успешно.
Конечно, мгновенного эффекта не будет. Интеграция, настройка и обкатка рекрутинговых сервисов требуют времени. При грамотном управлении компании добиваются положительных результатов в среднем через 1­–2 года после внедрения HR-технологий.
Что ждет сферу HR в будущем?
Со временем технологии рекрутинга станут еще более совершенными. И специалисты по кадрам уже задаются вопросом: не заменят ли их полностью роботы? Но анализ тенденций в отрасли показывает, что поводов для беспокойств нет.
Автоматизация подбора персонала, уже внедренная на данный момент в компаниях, не привела к увольнению сотрудников HR-отделов. Наоборот, освободившись от рутинных операций, они стали уделять больше внимания другим задачам. К тому же появились новые: например, управление работой IT-систем.
Ирина Супруненко, руководитель отдела кадрового администрирования hh.ru
Мы с командой не боимся, что технологии отнимут у нас работу. Поскольку хорошо понимаем, что любые процессы все равно администрируют люди. И IT-продукты мы воспринимаем не как наших врагов, а как помощников. С ними работа становится интереснее и продуктивнее, они экономят ресурсы. Освободившееся время мы, например, используем на то, чтобы придумать, как оптимизировать другие наши процессы.
В будущем технологии также не заменят людей. Сфера HR сильно связана с вопросами этики и отношений формата «работодатель—кандидат». Только личное взаимодействие с соискателями дает фирмам больше информации об особенностях их характера и поведения. Программа, пусть даже хорошо настроенная, не уловит эти нюансы. А они могут быть важным аргументом для решения о трудоустройстве.
Кроме того, излишняя автоматизация процессов плохо скажется на репутации организации. Для кандидатов важно, чтобы работодатель проявлял к ним живой интерес, выстраивал диалог. Так обе стороны лучше узнают друг друга. И у соискателей растет лояльность к компании. Бездушная система не добьется таких результатов. Да и окончательные решения о приеме на работу всегда должен принимать человек, а не робот.
Поэтому в дальнейшем HR-специалисты все так же будут востребованы. Автоматизация рекрутинга вместе с профессионализмом и чуткостью сотрудников кадровых служб помогут сохранить необходимый баланс между технологичностью и качеством процессов. Использование IT-решений в найме станет обычным делом, а компании будут лишь соперничать в широте их функционала. Ведь чем больше возможностей, тем легче привлечь талантливых кандидатов и укрепить позиции на рынке труда.