Информационная безопасность в КЭДО: на что обратить внимание

Опубликован: 15 февраля 2023
Чтение: 20 минут
Подписаться на рассылку
Полезные материалы про цифровую HR-трансформацию и КЭДО
Автор статьи
София Гаитбаева
Редактор в HRlink
Как выбрать безопасную КЭДО-платформу
Из-за участившихся утечек данных все больше компаний задумываются о безопасности. Страх, что данные могут оказаться незащищенными, может стать препятствием при переходе на КЭДО. Как выбрать сервис и не сомневаться в его безопасности? Рассказываем в статье.
Коротко о КЭДО
Сначала разберемся, что такое КЭДО и для чего он нужен. КЭДО (кадровый электронный документооборот) — это инструмент, позволяющий обмениваться кадровыми документами и заверять их электронно, без бумаги и личных встреч.
  • Экономия времени
    Cотруднику не нужно отвлекаться на подписание документов, а кадровому специалисту — на постоянный мониторинг статуса подписания.
  • Меньше денежных затрат
    Вам не нужно покупать бумагу, картриджи и прочие расходники, заказывать пересылку почтовым сервисом или курьером в другой регион.
  • Сокращение рисков
    Сводится к нулю возможность потерять или повредить документ и получить за это штраф.
  • Усиление HR-бренда благодаря быстрому безбумажному найму.
    Вы показываете заботу о времени и ресурсах сотрудников, избавляя их от волокиты, связанной с документами. Оформление укладывается в один день. За это время специалиста, принявшего оффер, не успевают схантить другие компании, как это бывает с бумажным оформлением, которое может растянуться на недели.
Чем отличаются КЭДО и ЭДО
КЭДО часто путают с ЭДО — электронным документооборотом. Но КЭДО и ЭДО не одно и то же. В чем их отличие:


  • ЭДО предполагает обмен документами с юридическими лицами, например, с партнерами.

  • КЭДО — документооборот с физическими лицами: сотрудниками в штате, самозанятыми, устроенными по ГПХ и т. д.
У КЭДО и ЭДО отличаются принципы работы и законодательная база, это два разных инструмента. Поэтому даже если у подрядчика большой опыт внедрения ЭДО, это не значит, что он сможет правильно, безопасно и легитимно внедрить КЭДО без предварительной подготовки — и наоборот.
Законодательная база КЭДО
Чтобы легально и безопасно перейти на КЭДО, нужно понимать, какие законы его регулируют. Есть три основных закона, которые обязательно нужно изучить, если вы собираетесь автоматизировать процессы КДП. Перечислим их:


  • 63-ФЗ «Об электронной подписи». Содержит общие понятия и положения о том, что такое электронные подписи, какими они бывают, как их получить и т. д.

  • 407-ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ в части регулирования дистанционной (удаленной) работы». Определяет порядок работы с удаленными сотрудниками, включая возможность безбумажного кадрового документооборота.

  • 377-ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ». Регулирует электронный документооборот в сфере трудовых отношений. До принятие этого закона проводился эксперимент Минтруда и Минцифры по переводу кадрового документооборота в цифровое пространство. Многие наши клиенты перешли на КЭДО именно в рамках этого эксперимента — среди порядка 600 компаний, участвовавших в эксперименте, около 350 пользовались HRlink.
Электронные подписи
Рассмотрим подробнее первый из перечисленных законов — 63-ФЗ «Об электронной подписи». Согласно нему можно использовать три вида подписей:

  • УКЭП — усиленная квалифицированная подпись. Получение платное через аккредитованный удостоверяющий центр. Самая надежная из всех. Чаще всего ее использует работодатель, так как это единственный доступный для него вид подписи, а также руководитель КДП. Всем сотрудникам оформлять УКЭП дорого и сложно.

  • УНЭП УЦ — усиленная неквалифицированная подпись, выданная удостоверяющим центром. Она подойдёт всем остальным сотрудникам. Получение тоже платное, но идентификацию личности можно пройти онлайн без похода в удостоверяющий центр.

  • УНЭП Госключ — аналогична предыдущей, но выдается через одноименное приложение.

  • ПЭП — простая электронная подпись. Также подойдёт для сотрудников, в отличие от предыдущих, эта подпись бесплатная, идентификация личности не требуется. Но с ПЭП могут возникнуть сложности, если нужно доказать факт подписания, так как она не оставляет цифровой след.

  • ПЭП ЕСИА — отличается от предыдущей тем, что выдается при личной явке, когда вы обращаетесь за государственными или муниципальными услугами.
Работа с удаленными сотрудниками
407-ФЗ регулирует работу с дистанционными и комбинированными сотрудниками. Форматы сотрудничества с такими работниками бывают двух типов:

  • Дистанционный — сотрудник полностью удаленный, в офисе не работает.

  • Гибридный — человек может совмещать работу из дома и из офиса, например, два дня в неделю он находится в офисе, остальные — дома.

В обоих случаях допускается обмен документами электронно, без очного присутствия. Есть исключения, о которых поговорим далее.
Электронный обмен документами
Операции, связанные с электронными документами, регулирует 377-ФЗ.


  • Разрешает вести кадровые документы электронно без дублирования на бумаге, кроме исключений, о которых расскажем в следующем параграфе.

  • Регулирует порядок внедрения КЭДО в компаниях.

  • Указывает, в каких случаях можно использовать электронные подписи.
Документы, которые нужно дублировать на бумаге
Сейчас есть всего три вида кадровых документов, которые обязательно нужно оформлять на физическом носителе:

  • Акт о несчастном случае.

  • Приказ об увольнении.

  • Документы, связанные с инструктажем по охране труда.

Что касается последнего пункта, в Госдуму уже внесен законопроект, предлагающий перевести документы об инструктаже в электронный формат. В ближайшее время весь кадровый документооборот может перейти в цифру.


Какие документы нужны при переходе на КЭДО
Для легального перевода кадровых процессов в цифровой формат, нужно подписать следующие документы:


  • Согласие на обработку персональных данных. Его можно подписывать как на бумаге, так и электронно. Должно включать в себя перечень юрлиц, которые будут участвовать в КЭДО, список данных, которые будут обрабатываться и цель их обработки. Это должно быть обосновано, не стоит указывать в документе те данные, которые нет необходимости обрабатывать для КЭДО.

  • Поручение на обработку персональных данных. Собрав согласия с сотрудников, вы передаете их данные для последующей обработки, например, для трудоустройства. Для этого и оформляется поручение.

  • Согласие на обработку и передачу данных третьим лицам. Это необходимо, поскольку КЭДО-платформа не существует автономно, она связана с другими сервисами, например, с сервисом для выдачи ключа электронной подписи, проверки и распознавания документов и т. д. Эти сторонние программы и будут являться третьими лицами. Вам нужно точно знать, куда еще, помимо основного сервиса, уходят данные, и собрать согласия.

Так, в HRlink интегрированы все необходимые сервисы:

  • Корпоративные порталы.

  • КДП-системы.

  • HR-сервисы

  • Выдача электронных подписей.

  • СЭД.

  • Личные кабинеты.

  • Сервисы уведомлений.

  • АТС.
Разграничение доступа к документам и данным
Для информационной безопасности важно правильное разделение по статусам и ролям — от них зависит, какие операции можно проводить с тем или иным документом или данными.


  • Физические лица — это люди, которые работают в компании.

  • Сотрудники — часто это определение путают с физическими лицами, но это неверно. Одно физическое лицо может совмещать в себе несколько сотрудников.

  • Роли — от них зависят функции, которые конкретный работник выполняет в рамках кадрового документооборота. В HRlink доступны следующие роли:

    • работодатель — может подписывать документы от лица компании с помощью УКЭП;

    • кадровик — расширенные возможности по работе с документами;

    • сотрудник — дается по умолчанию, есть у всех лиц в компании;

    • администратор — наделен правами по технической работе с КЭДО-платформой.
Типы размещения
Еще один важный аспект информационной безопасности связан с размещением и хранением данных. В КЭДО есть два варианта размещения:

  • В облачном хранилище. В этом случае данные хранятся на стороне поставщика, это гораздо проще для заказчика, поскольку практически не требует ресурсов с его стороны, безопасность обеспечивает сторона поставщика.

  • На собственных серверах (on-premise). Такой вариант сложнее и дороже, так как нужно обеспечить инфраструктуру, но в этом случае заказчик сам контролирует безопасность данных, может не беспокоиться, что они куда-то передаются, установить дополнительные средства защиты и т. д. Порой стоимость такого решения может быть сопоставима с ценой за внедрение КЭДО-платформы.

Выбор того или иного решения зависит от возможностей компании и от ее внутренней политики. Прежде чем определить, какой тип размещения вы будете использовать, необходимо проконсультироваться с вашим специалистом по безопасности, который расскажет про все требования и ограничения.
Полезные материалы про HR и КЭДО
Telegram
Рассылка
Электронный архив
Все документы, которые вы выгружаете из КЭДО-системы, скачиваются в архиве. Согласно приказу Минтруда от 20.09.2022 № 578н, для архива устанавливаются определенные требования. Так, если вы скачиваете электронный документ, в архиве должны быть:
  • 1
    Основная часть документа
  • 2
    Приложение к основной части
  • 3
    Описание документа
  • 4
    Файлы электронной подписи
  • 5
    Машиночитаемая доверенность
Все эти файлы должны соответствовать единым требованиям, включая формат, название, оформление и т. д. Подробно о них можно почитать в тексте приказа.
Угрозы безопасности
Чтобы дать определение, откуда исходит угроза, выделяется два типа нарушителей: внешний и внутренний.

Необходимо убедиться, что поставщик принимает хотя бы базовые меры по безопасности как для внешних, так и для внутренних угроз.

  • Для внешней безопасности используются инструменты сканирования от угроз снаружи.

  • Для внутренней безопасности проводится сканирование на наличие устаревших версий, неустраненных уязвимостей.

Обязательно поинтересуйтесь у поставщика, какими инструментами для обеспечения внешней и внутренней безопасности он пользуется.

Также одним из критериев надежности может быть нахождение КЭДО-платформы в реестре отечественного ПО.

  • Во-первых, специалисты тщательно проверяют сервисы по множеству критериев. Если платформа попала в реестр, значит, она прошла проверки.

  • Во-вторых, зарубежное ПО могут отключить из-за санкций, с российским такого не случится.
Запись на бесплатную консультацию
Мы свяжемся с вами в рабочее время, чтобы назначить встречу
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Основные принципы стандарта ISO/IEC 27001
Помимо условий, обозначенных в 152-ФЗ «О персональных данных», особых требований к поставщикам нет. Однако существуют международные стандарты, которые поставщики могут использовать по своему усмотрению. Один из них — ISO/IEC 27001. Это международный стандарт по информационной безопасности.

Этот стандарт определяет следующие критерии к поставщикам:

  • Конфиденциальность информации.

  • Целостность информации.

  • Доступность информации.

Таким образом, важным критерием при выборе поставщика станет соблюдение стандарта ISO/IEC 27001.
Требования по работе с персональными данными
В рамках вышеупомянутого 152-ФЗ вы можете потребовать с поставщика соблюдение следующих условий:

  • Хранение всех данных на серверах, находящихся на территории РФ. По запросу представители КЭДО-платформы обязаны предоставить адрес, где именно хранятся данные.

  • Проведение внутренней работы в компании — подготовка документов.

  • Предоставление информации об уровне защищенности и о том, как этот уровень был определен.

  • Предоставление акта оценки эффективности.

Кроме того, необходимо в обязательном порядке уведомить Роскомнадзор о том, что вы являетесь оператором данных.


Заключение
Информационная безопасность — один из важнейших критериев выбора КЭДО-платформы. Если вы сейчас принимаете решение и проводите тендер, рекомендуем обратить пристальное внимание на безопасность решения.
Запишитесь на бесплатный онлайн-воркшоп
Узнайте как HRlink поможет именно вашему бизнесу
Ещё в нашем блоге
Читайте также: