Развитие — вопрос выживания.
Как бизнес «выращивает» специалистов
в условиях дефицита кадров

Опубликован: 31 мая 2024
Чтение: 12 минут
Подписаться на рассылку
Полезные материалы про цифровую HR-трансформацию и КЭДО
Почему важно инвестировать в рост сотрудников? Как понять, что вложения того стоят? И как разработать план развития? Рассказываем в статье.
Ситуация на рынке постоянно меняется, но постоянным остается одно: команда — это главный актив бизнеса. Навыки, знания и способности сотрудников могут как помочь компании достичь успеха, так и помешать этому. Но если раньше работодатели могли легко выбирать и нанимать лучших специалистов на рынке, то в 2022 году баланс сил между бизнесом и соискателями изменился. Сегодня во всем мире фиксируют рекордно низкие показатели уровня безработицы, в России в 2023 году он составил всего 3,3 %. Последствия пандемии и массовый переход на удаленку, тренд на переезд в другие страны и возросшие требования кандидатов к компаниям — все это повысило спрос на таланты.

Современные сотрудники понимают, какую пользу приносят бизнесу. И с готовностью переходят в новую компанию, если чувствуют, что нынешний работодатель их не ценит. Поэтому сегодня бизнес активно предоставляет льготы, чтобы удерживать текущих сотрудников и привлекать кандидатов. Корпоративное питание, возможность работать на удаленке, страховка для работников и их семей, оплата детского сада и помощь с релокацией — и это лишь часть предложений. Большой соцпакет постепенно становится нормой.

Но кроме льгот и оплаты обедов компании могут укреплять трудовые отношения, вкладывая ресурсы в обучение и развитие сотрудников. Инвестиции в рост персонала показывают заинтересованность работодателя и повышают уровень лояльности в коллективе.

Как обстоят дела с развитием персонала в hh.ru и HRlink, поделились Ирина Ильина, руководитель центра обучения HRlink, и Марина Лобынцева, административный директор hh.ru.
Автор
Эксперты
Ирина Ильина
Руководитель центра обучения в HRlink
Копирайтер в HRlink
Лера Романова
Марина Лобынцева
Административный директор hh.ru
Как понять, стоит ли инвестировать в развитие сотрудника
Сегодня компаниям непросто находить новых сотрудников, поэтому фокус сместился на повышение навыков и производительности текущего персонала. Но как понять, действительно ли обучение стоит вложенных средств?

Есть два ключевых фактора, которые стоит учитывать.

1. Соответствие обучения бизнес-целям компании.

Конечно, первое, на что стоит обратить внимание, — это преимущества от обучения, ведь оно может быть дорогим. Важно помнить и о потребностях компании, то есть соотносить бизнес-цели и ожидаемые результаты после обучения.

— Центр обучения HRlink может и должен влиять на бизнес-цели компании, и, как следствие, на удовлетворенность клиентов. Наше обучение формирует впечатление, которое остается от взаимодействия с HRlink. Еще мы влияем на эффективность команды. Мы развиваем компетентную, отзывчивую команду, которая знает, что такое взаимовыручка и забота.

Если конкретный курс или тренинг поможет нам в достижении этих целей, он того стоит.
Ирина Ильина, руководитель центра обучения HRlink

2. Потребности самих сотрудников.

При принятии решения о том, стоит ли инвестировать в обучение сотрудника, также важно учитывать его потребности. Действительно ли это необходимо в данный момент? И если да, то обучение каким именно навыкам поможет ему выполнять работу лучше?

— В начале 2024 года мы провели большой опрос во всей компании, который помог понять основные потребности сотрудников в обучении. Некоторые из тренингов для них мы смогли разработать сами, например, курс по грамотному управлению временем. А вот для организации обучения по проджект-менеджменту мы пригласили внешнего эксперта.

Для оценки качества нашей работы мы тоже используем обратную связь. Собираем ее перед стартом проектов, чтобы понять запрос сотрудников. И после, чтобы оценить, оправдались ли их ожидания.
Ирина Ильина, руководитель центра обучения HRlink
Узнайте больше о том, как мы в HRlink помогаем бизнесу, на воркшопе с нашими экспертами.
Запишитесь на бесплатный онлайн-воркшоп
Узнайте как HRlink поможет именно вашему бизнесу
Планы развития сотрудников
Что это такое

Планы развития сотрудников определяют шаги, которые помогут им повысить свои навыки и вырасти внутри компании. Хорошо спланированные программы выделяют четкие карьерные цели и дают возможности для повышения квалификации.

Почему важно составлять планы развития сотрудников

У компаний с планом развития для каждого сотрудника есть несколько преимуществ перед теми, у которых их нет.

1. Привлекают талантливых специалистов. Реализация планов развития сотрудников показывает готовность инвестировать в их профессиональный рост. Так компании становятся более привлекательными для соискателей.

2. Повышают эффективность работы сотрудников. Вкладываясь в повышение квалификации персонала, компании получают работников с новыми навыками без поисков и онбординга.

3. Повышают вовлеченность сотрудников. Реализация планов развития показывает персоналу, что его работа важна для компании.

— Когда сотрудник не тратит время, чтобы получить какой-то сервис, он воспринимает это как лояльность компании. При этом важно создать вокруг большое количество различных проектов, которые можно объединить в одну инфраструктуру. Например, запустить образовательные курсы не только для самих сотрудников, но и их детей, открыть не просто курсы, а детский сад и так далее.
Марина Лобынцева, административный директор hh.ru

Как составлять планы развития

Шаг 1. Определите текущие компетенции сотрудников. Так вы сможете выбрать одну или несколько областей, которые нужно развить. Например, коммуникации, трудовую этику, тайм-менеджмент, лидерство или сугубо профессиональные навыки.

— Для определения компетенций сотрудников мы применяем разные инструменты оценки. Например, ассессмент. Работники получают несколько заданий, которые помогают определить их навыки в разных областях — от решения рабочих задач до стрессоустойчивости и управления временем.
Ирина Ильина, руководитель центра обучения HRlink

Шаг 2. Посоветуйтесь с самими сотрудниками. Никто не знает работу персонала лучше, чем он сам. Поэтому важно вовлекать сотрудников в разработку собственных планов развития.

— Во-первых, когда ты доверяешь своим работникам и даешь им право выбирать, тебе проще решать собственные административные задачи. Во-вторых, пока ты вовлекаешь ребят, ты относишься к их комфорту так же бережно, как к своему личному.
Марина Лобынцева, административный директор hh.ru

Шаг 3. Выделите методы и виды обучения. Например, курсы, книги, участие в конференциях, программы наставничества или мастер-классы. Организация внутренних обучений позволит сэкономить средства.

— Чтобы определить формат обучения, мы анализируем результаты опросов сотрудников и ориентируемся на собственные знания. Для изучения одной темы может хватить одного тренинга, а для другой необходим целый курс.

Также мы стараемся привлекать тимлидов как держателей экспертизы к проведению тренингов. Если им хватает компетенции по вопросу, они сами выбирают формат и время, когда провести обучение.
Ирина Ильина, руководитель центра обучения HRlink

Шаг 4. Подготовьте персональный план для каждого сотрудника. Спросите у работников, как они видят свою карьеру в ближайшие 6 24 месяца. Соотнесите это с целями бизнеса. Ответ даст представление о том, какие их навыки стоит развивать.

Шаг 5. Отслеживайте результаты работы сотрудников раз в квартал и раз в год и корректируйте их планы развития.
Полезные материалы про HR и КЭДО
Telegram
Рассылка
Курсы по продукту и развитие дополнительных навыков: как работает центр обучения HRlink
Рассказала Ирина Ильина.

Как построен процесс обучения сотрудников в HRlink?

За развитие работников в HRlink отвечает наш центр обучения. Я, как руководитель, и двое моих коллег разрабатываем программы курсов, продумываем их содержание, проводим занятия и тестирования. Мы следим за уровнем подготовки работников коллег и проводим опросы о том, каких знаний им не хватает.

В основном мы рассказываем сотрудникам про сам продукт HRlink и законодательство в сфере КЭДО. Нам важно, чтобы сотрудники разбирались в терминах, знали все внутренние процессы. Понимали, как лучше продать и интегрировать нашу платформу.

У нашей работы есть несколько основных целей.

Понятность

У HRlink специфическая сфера деятельности — КЭДО. В ней много узких терминов, как и в IT. Многие сотрудники раньше вообще не сталкивались с таким понятием. Поэтому задача центра обучения — понятным языком объяснять, из чего состоит наш продукт.

Доступность

У HRlink есть как удаленные сотрудники, так и те, кто ходят в офис. Нам важно, чтобы вне зависимости от места жительства работник мог самостоятельно или в рамках групповых занятий освоить какую-то тему по нашим продуктам. То есть обучение доступно в любое время и для всех категорий сотрудников.

Соответствие и надежность

Чтобы всегда быть в контексте, мы следим за изменениями законодательства, регулирующего сферу КЭДО. Еще мы первыми узнаем о релизах новых функций и обновлений на платформе HRlink, чтобы оперативно вносить изменения в наши программы обучения продукту.

Индивидуальный подход

Мы применяем индивидуальный подход к каждому отделу. В зависимости от специфики работы сотрудникам подразделений нужны разные знания. Например, ребята, которые не работают с клиентами или которым не так важна специфика самого продукта, проходят сокращенный курс при трудоустройстве. Мы стараемся не перегружать сотрудников информацией, которая им не пригодится.

Чему кроме продукта HRlink учит сотрудников?

В начале 2024 года центр обучения и другие отделы HRlink запустили серию тренингов для развития различных знаний, умений и навыков.

  • Тренинг по обратной связи. Его полезно пройти руководителям и тимлидам, чтобы научиться правильно общаться со своей командой. Рядовым сотрудникам эти знания тоже пригодятся для эффективной коммуникации с коллегами.
  • Тренинг по тайм-менеджменту. На нем сотрудники учатся фокусироваться на работе, грамотно строить свой рабочий процесс и меньше отвлекаться. В его рамках мы также объясняем причины прокрастинации и способы борьбы с ней.
Цикл тренингов обучений по трудным переговорам. Этот тренинг длится несколько месяцев. За это время сотрудники учатся проводить непростые встречи с клиентом, сводить напряженные ситуации на нет и находить правильный подход к каждому.
Вывод
В текущей ситуации кадрового голода обучение — отличный способ закрыть потребность в тех или иных специалистах без трат времени и денег на поиск кандидата извне. Их можно просто «вырастить» внутри компании. Такие сотрудники к тому же будут более лояльны к работодателю. 
Записывайтесь на персональную консультацию, чтобы узнать больше об HRlink и наших продуктах.
Запись на бесплатную консультацию
Мы свяжемся с вами в рабочее время, чтобы назначить встречу
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Ещё в нашем блоге
Читайте также: