Контакты
отдел продаж
тех. поддержка
Электронные подписи
/
/
/
01 июля 2025

Что такое электронная подпись и как ее получить

ведущий специалист по обучению
и развитию HRlink
Автор статьи
Лера Романова
шеф-редактор HRlink
Кристина Степанчук
Эксперт
Заключить трудовой договор, выпустить ЛНА, подписать заявление на отпуск — все это можно сделать онлайн с помощью цифровой подписи. Она считается неотъемлемым элементом КЭДО и упрощает работу с кадровыми документами. В статье рассказываем, как получить электронную подпись. И разбираем, может ли она полностью заменить рукописную.
Что такое электронная подпись
Электронная подпись — это комбинация знаков и чисел, в которой зашифрована информация о подписанте. Она наделяет документ юридической силой и подтверждает, что в него не вносили изменения после подписания.

Электронная подпись состоит из двух атрибутов:
  • открытого ключа или сертификата;
  • закрытого ключа или криптографической части.
Закрытый ключ доступен только владельцу — с его помощью документ зашифровывается. Открытый ключ или сертификат доступен всем — благодаря ему осуществляется расшифровка.

Как работает электронная подпись
Какие данные содержит сертификат:
  • уникальный номер, который присваивают при регистрации;
  • информацию о держателе ЭП;
  • номер телефона владельца;
  • реквизиты удостоверяющего центра;
  • срок действия выданного сертификата.
Номер сертификата отображается в оттиске ЭП

Виды электронных подписей

В соответствии с 63-ФЗ в России используют три вида электронных подписей. Они различаются по уровню надежности и области применения.

Простая электронная подпись (ПЭП) — это пара логин-пароль или одноразовый числовой код. ПЭП представляет минимальный уровень защиты, а ее возможности ограничены. Чтобы подписанные ею документы имели юридическую силу, между сторонами должно быть заключено соглашение о признании ПЭП аналогом собственноручной подписи.

  • Пример: логин-пароль, СМС или push-уведомление.
  • Юридическая сила: если стороны заранее договорились использовать ПЭП и подписали соглашение. А также если это регламентирует отдельный нормативно-правовой акт.
  • Использование в КЭДО: кандидат подписывает согласие на обработку персональных данных ПЭП.

Усиленная неквалифицированная подпись (УНЭП) — подпись, создаваемая с помощью криптографических средств, но без квалифицированного сертификата. Позволяет заверять документы и выполнять юридически значимые действия, но с оговоркой.

УНЭП имеет силу только на той платформе, где ее выпустили. Ей заверяют кадровые документы, использовать вне предприятия не получится.

  • Пример: уникальная последовательность символов, полученная в результате криптографического преобразования информации.
  • Юридическая сила: если принят отдельный нормативно-правовой акт или между участниками КЭДО заключено соглашение.
  • Использование в КЭДО: сотрудник отдела продаж отработал сверхурочно и оформляет заявление о согласии на переработку. Он заполняет форму в корпоративной системе, например, HRlink и подписывает ее УНЭП.

Усиленная квалифицированная подпись (УКЭП) — подпись, равнозначная собственноручной без каких-либо условий. Считается самой надежной. Создается с помощью криптографических алгоритмов. УКЭП обладает всеми признаками УНЭП, но имеет две важные характеристики. Первая — сертификат открытого ключа выдается только при личном посещении удостоверяющего центра, аккредитованном Минкомсвязи России. Вторая — программное обеспечение для создания и хранения УКЭП должно быть сертифицировано ФСБ.

  • Пример: уникальная последовательность символов, полученная в результате криптографического преобразования информации.
  • Юридическая сила: приравнивается к собственноручной подписи на бумаге. Подходит для всех кадровых документов, в том числе трудовых договоров, приказов, соглашений.
  • Использование в КЭДО: руководитель подписывает приказ о переводе сотрудника в другое подразделение и утверждает локальные нормативные акты.

Где получить неквалифицированную ЭП

УНЭП предлагает оптимальный баланс безопасности и доступности, поэтому ее наиболее часто используют в КЭДО. В отличие от УКЭП она не требует установки дополнительного программного обеспечения, а также подходит для подписания практически всех кадровых документов.

В 2025 году получить УНЭП можно:
  • очно через удостоверяющий центр;
  • онлайн на сайте ФНС;
  • онлайн через Госключ;
  • с помощью внутренней идентификации работодателя.

На сайте ФНС

Такой способ обычно выбирают индивидуальные предприниматели или физлица для локального использования. Например, чтобы подписывать документы и обращения в налоговую. ЭП выпускают через личный кабинет налогоплательщика. Действуют они только внутри ведомства.

Как сделать электронную подпись :
  1. Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет налогоплательщика.
  2. Перейдите в раздел «Профиль» → «Получить ЭП».
  3. Выберите способ хранения ключа — на сервере ФНС или локально на компьютере.
  4. Следуйте инструкциям по созданию и установке сертификата.

Через Госключ

Пользователи часто интересуются, как сделать личную электронную подпись на Госуслугах. На самом портале такой возможности нет — через него подтверждают личность заявителя. Саму услугу оказывают через Госключ, сервис от Минцифры. В мобильном приложении бесплатно выпускают ЭП и хранят ключи.

Сформировать УНЭП таким способом можно, если есть подтвержденная учетная запись на Госуслугах.

Как сделать личную электронную подпись:
  1. Скачайте и установите приложение Госключ. Оно есть в Google Play, App Store, AppGallery или RuStore.
  2. Войдите через учетную запись ЕСИА, зарегистрируйтесь.
  3. Закажите сертификат УНЭП — следуйте пошаговой инструкции.
УНЭП, выпущенной через Госключ, можно заверять документы от Госуслуг и от других ИС

С помощью внутренней идентификации

Компания может самостоятельно сгенерировать ключ УНЭП для сотрудников, если она использует защищенную корпоративную информационную систему, например, HRlink. А также если эта система обеспечивает криптографическую защиту данных.
Для самостоятельной генерации в компании должен быть принят локальный нормативный акт, регламентирующий порядок создания, хранения и использования УНЭП.

Как получить квалифицированную ЭП

УКЭП получают в аккредитованных удостоверяющих центрах. Актуальный список доступен в реестре Минцифры России.

Выделяют два вида УКЭП — для физлица и руководителя. УКЭП физлица можно использовать для подписания только вместе с действующей МЧД.

Виды УКЭП
Кто и где получает УКЭП:
  • УЦ ФНС России и доверенные УЦ ФНС — руководители ЮЛ, руководители ИП, нотариусы.
  • УЦ Банка России — руководители кредитных и финансовых организаций.
  • УЦ Федерального Казначейства — должностные лица госорганов, органы МСУ, подведомственные ЮЛ.
  • Аккредитованные УЦ — физлица.
Кто и где получает УКЭП

Через Госключ

Сначала нужно сформировать УНЭП, а после — пройти дополнительную идентификацию.

Как получить сертификат электронной подписи КЭП:
  1. Установите приложение Госключ. Оно есть в Google Play, App Store, AppGallery или RuStore.
  2. Зайдите через учетную запись Госуслуг и пройдите регистрацию.
  3. Выпустите по инструкции УНЭП.
  4. Инициируйте выпуск УКЭП и подтвердите личность удобным способом.
Выпуск УКЭП через Госключ
HRlink первыми в России предоставили возможность подписывать документы Госключом. Используйте возможности системы в документообороте

Через УЦ

В аккредитованных УЦ можно получить квалифицированные подписи для личного использования и для подписания документов от лица компании.

  1. Выберите УЦ из списка на портале Минцифры, заполните заявку.
  2. Запишитесь в центр для получения подписи или оформите доставку.
  3. Соберите пакет документов и оплатите выпуск КЭП. Стоимость зависит от срока действия, вида токена и дополнительных услуг.
  4. Пройдите идентификацию и получите КЭП.

Электронные подписи в HRlink

В HRlink пользователь с ролью «Кадровик» может выдавать сотрудникам электронные подписи без ограничений. Процесс выпуска встроен в интерфейс портала — кадровый специалист инициирует процесс, заполняя заявление данными сотрудника. Сотрудник подтверждает корректность введенных данных и заявление уходит в обработку в УЦ. После успешной обработки сотруднику выдается сертификат.

Кадровый специалист может выдать ПЭП ЕСИА и УНЭП. УКЭП руководитель получает самостоятельно в ФНС или доверенном УЦ. Чтобы пользоваться УКЭП в HRlink, руководителю необходимо установить в браузер плагин CryptoPro.

Как выпустить УНЭП в HRlink

  1. Войдите в карточку сотрудника, которому выпускаете УНЭП.
  2. В разделе «Сертификаты» выберите очную или удаленную идентификацию — и нажмите Выпустить подпись.
  3. Проверьте информацию о сотруднике, если необходимо, дополните ее.
  4. Нажмите «Выпустить» — система сгенерирует ключ и сертификат и интегрирует их в HRlink.
Сотрудник может сразу подписывать кадровые документы и заявления через интерфейс системы, используя кнопку «Подписать».

Преимущества:
  • не нужно устанавливать стороннее программное обеспечение;
  • не надо посещать удостоверяющий центр;
  • подпись формируется за 10–15 минут;
  • готовая интеграция с кадровым ЭДО HRlink.
Чтобы обеспечить максимальную стабильность платформы и обезопасить клиентов от любых сбоев, команда HRlink запустила второй УЦ. Кроме «Астрал-Софт» теперь доступен «Контур». Это значит, что при сбое или задержках в работе одного УЦ вы всегда сможете выпустить сертификат во втором и продолжить работу в КЭДО.

Рекомендуем по теме:


Возможности и ограничения, о которых важно знать кадровому специалисту

В материале рассказываем про роль УЦ в КЭДО и объясняем, как подключение второго УЦ повлияет на катастрофоустойчивость HRlink.

Что такое электронная подпись, каких видов она бывает, и как безопасно использовать ЭП в кадровом электронном документообороте — рассказываем в материале.