Контакты
отдел продаж
тех. поддержка
23 июня 2025

Что такое Госключ и как он помогает в кадровом документообороте

ведущий специалист по обучению
и развитию HRlink
Автор статьи
Лера Романова
шеф-редактор HRlink
Кристина Степанчук
Эксперт
Госключ — простой и законный способ подписывать документы с сотрудниками, особенно если они работают удаленно. Компании часто выбирают его для выпуска сертификата электронной подписи. В статье разбираем возможности и ограничения решения, о которых важно знать HR и кадровым специалистам.
Что такое Госключ
Госключ — это мобильное приложение для подписания документов онлайн. В нем бесплатно выпускают усиленную квалифицированную и неквалифицированную электронные подписи.

Приложение разработано Министерством цифрового развития России и интегрировано с порталом «Госуслуги». Оно работает через учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации — ЕСИА. Электронная подпись, созданная с помощью Госключа, автоматически связывается с личными данными человека, что обеспечивает юридическую силу подписанных документов.
За три года работы приложения «Госключ» в нем выпустили 14 млн сертификатов электронной подписи.
Приложение часто используют в КЭДО. Например, с помощью Госключа заверяют трудовые договоры — кандидаты могут устроиться на работу, не выходя из дома и имея под рукой только смартфон.

Подписание документов в Госключе доступно любому сотруднику, у которого есть гражданство РФ и подтвержденная учетная запись на Госуслугах.

Какие электронные подписи доступны в Госключе

В приложении Госключ получают два типа электронных подписей:

Усиленную неквалифицированную электронную подпись (УНЭП). Она формируется автоматически при выпуске сертификата без участия удостоверяющего центра. Ее обычно выбирают для подписания кадровых документов сотрудниками.

Чтобы УНЭП, полученная через Госключ, имела юридическую силу, сотрудник должен дать письменное согласие на электронный документооборот (согласно ст. 22.1 ТК РФ).
Усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). В отличие от ПЭП и УНЭП она приравнивается к собственноручной подписи на бумаге без дополнительных условий. Обычно ее используют для подписания кадровых документов от имени работодателя. Чтобы работать с этим типом, нужно пройти дополнительную идентификацию и установить приложение Госключа для УКЭП.
Виды ЭП
Сертификаты выдают на 12 месяцев, потом нужно выпустить новые. Проверить, действительны ли такие подписи, можно на портале Минцифры.

Где используют Госключ

С момента запуска Госключа в 2021 году им заверили 21 миллион документов. Инструмент применяют в КЭДО, на порталах госуслуг, в банковской сфере и для подписания личных документов.
Для чего используют Госключ
Государственные услуги. Сейчас с Госключом доступны почти 500 видов госуслуг. С его помощью можно:
  • авторизоваться на Госуслугах, налоговых и ведомственных порталах;
  • подать заявление (на регистрацию ИП, в ЗАГС, МФЦ, в суд и др.);
  • подписать документ или форму без необходимости приезжать лично.
Госключ для работы с государственными услугами
Авито. Маркетплейс в числе первых интегрировался с приложением. Через него пользователи подтверждают профили и заключают онлайн договоры аренды и купли-продажи.

Мобильная связь. Госключ позволяет заключить договор с мобильным оператором. Чтобы оформить сим-карту, пользователю не нужно идти в офис компании связи — все действия он может выполнить электронно.
Процесс активации SIM-карты с помощью Госключа
Образование. Госключ упрощает оформление документов в школах и вузах. Он используется в системах вроде «Моя школа» и «Цифровая школа». А также позволяет студентам подписывать документы в личных кабинетах университетов.

Медицина. Госключ уменьшает объем бумажного документооборота в медучреждениях. Пациенты могут подписать согласие на медицинское вмешательство или запросить выписку из медицинских карт онлайн. А врачи заверяют электронной подписью результаты исследований и назначения.

Как Госключ помогает вести кадровый документооборот

Наиболее перспективным направлением, где применяют Госключ, считают  кадровый электронный документооборот (КЭДО). За все время работы приложения в нем подписали 125,3 тысяч документов: договоры, акты, приказы.

Как Госключ помогает кадровым специалистам:
  • Упрощает подписание документов. Сотрудники заверяют их в электронном виде, где бы ни находились.
  • Позволяет работать с удаленными сотрудниками. Кадровым специалистам не нужно отправлять бумаги почтой или курьерами, а работникам — отвлекаться от задач и тратить время на поездки в офис.
  • Уменьшает нагрузку на кадровый отдел. Компании не тратят деньги и время на выпуск цифровых подписей, на пересылку документов и бумагу.
HRlink первыми в России предоставили возможность подписывать документы Госключом. Используйте возможности системы в документообороте

Что можно подписывать Госключом

Госключ позволяет подписывать почти все кадровые документы. Исключения: приказы об увольнении, акты о несчастном случае на производстве, инструктажи по охране труда. Эти документы нужно подписывать и хранить в бумажном виде.

Госключ применяют, чтобы обмениваться документами как со штатными сотрудниками, так и с подрядчиками — теми, кто работает по ГПХ, ИП и самозанятыми.
Вы заключаете договор с самозанятым дизайнером на разработку фирменного стиля. Он подписывает его с помощью Госключа. А после завершения работы заверяет акт оказания услуг той же подписью. Все документы хранятся электронно в соответствии с ФЗ-152.

Как сделать сертификат УНЭП в приложении Госключ

Чтобы получить сертификат усиленной неквалифицированной электронной подписи Госключ, нужна учетная запись на Госуслугах. Ее оформляют любым удобным способом:
  • онлайн — на портале Госуслуг;
  • через приложение одного из 15 банков — финансовое учреждение подтвердит вашу личность на основании своих данных;
  • очно в центре обслуживания;
  • через Почту России.

На номер телефона, который указывают при идентификации, позже отправляют код активации приложения Госключ.

Если сотрудник есть в системе ЕСИА, ему нужно:
  • Скачать и установить приложение Госключ.
  • Войти в ЛК Госключа с помощью логина и пароля от Госуслуг.
  • Зарегистрироваться и принять условия лицензионного соглашения.
  • Придумать пароль для защиты ключей.
  • После регистрации НЭП выпустят автоматически — подтвердить получение.
Сертификат можно использовать сразу.

Работа с приложением Госключ

Как сделать сертификат УКЭП в приложении Госключ

В приложении можно выпустить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи.
  1. После регистрации в приложении нужно зайти в настройки → Получить сертификат УКЭП.
Получение УКЭП
2. Авторизоваться через Госуслуги.
3. Пройти дополнительную идентификацию: очно, дистанционно с помощью загранпаспорта, удаленно по биометрии.
4. Проверить сформированный сертификат и подписать.

Где хранится ключ электронной подписи

Ключ электронной подписи хранится внутри приложения Госключ. Для работы с ним не нужно дополнительных токенов, смс-кодов. Он недоступен извне, что обеспечивает безопасность и соответствие требованиям законодательства. Даже если телефон потеряют, злоумышленники не смогут подписать документы — они не смогут пройти авторизацию через Госуслуги.

Ключ ЭП, созданный через Госключ, хранится на устройстве пользователя и не передается на серверы.

Это безопасно:
  • кроме сотрудника никто не может использовать подпись;
  • даже если злоумышленник получит доступ к аккаунту Госуслуг — без доступа к устройству и биометрии он не сможет подписать документы;
  • соответствует требованиям ФСТЭК и ФСБ РФ по безопасному хранению ключей;
  • в случае спора легко доказать, что подпись была совершена с личного устройства работника с его согласия.


Госключ: как подписать документы в HRlink

Клиенты HRlink первыми в России начали подписывать документы Госключом. Платформа КЭДО интегрирована с госсервисом.

Как это работает:
  1. Когда сотруднику приходит на подпись документ, система предлагает заверить его через Госключ. На телефон поступает уведомление с запросом подписи.
  2. В сообщении приходит ссылка на документ, который нужно подписать ЭП.
  3. Работник знакомится с файлом и выбирает Госключ как способ подписания.
  4. Приложение обрабатывает запрос. Пользователю приходит на смартфон уведомление, что документ готов к подписанию.
  5. Остается перейти в приложение Госключ, найти нужный документ и подписать.

Коротко о главном

Госключ — удобный и безопасный способ подписания документов. Он ускоряет бизнес-процессы, снижает бумажную нагрузку и упрощает работу кадровых специалистов и сотрудников.

Рекомендуем по теме:


Рассказываем о необходимых инструментах, юридических аспектах и лучших практиках.

Электронная подпись позволяет подписывать документы онлайн без бумаги и личных встреч. Как сделать ЭП и какие ее разновидности существуют? Читайте в статье.

Все, о чем важно знать кадровому специалисту